Ингвар Амбьёрнсен

ambjørnsen

 

Ингвар Амбьёрнсен

(Ingvar Ambjornsen)

(род. 20 мая 1956 года)

Ингвар Амбьёрнсен — один из самых читаемых и почитаемых современных норвежских писателей. Его творчество отличается редкостным многообразием: от забавных и увлекательных детских книг до «взрослых» романов, среди которых — «Белые негры» (Hvite niggere, 1986), «Крест ведьм» (Heksenes kors, 1987), «Блюз Святого Себастиана» (San Sebastian blues, 1989), «Механическая женщина» (Den mekaniske kvinnen, 1990) и многие другие.
Амбьёрнсен — автор непростой. Кого-то он может шокировать, привести в негодование. Даже внешний облик писателя поражает экстравагантностью: длинные волосы, толстые очки. Выходец из литературного андеграунда, он чем-то похож на постаревшего хиппи из шестидесятых. В его произведениях сказывается мироощущение поздних «детей цветов», разочарованных в окружающем мире и пытающихся спрятаться под маской иронии, порой переходящей в то, что можно назвать демонстративным хамством. Не только в произведениях Амбьёрнсена, но и в его внешности, в его поведении сказывается вопиющий протест против мира обывателей, закосневших в сытом благополучии и самодовольстве.
Амбьёрнсена называют «певцом дна», защитником «униженных и оскорблённых». Действительно, во многих романах он описывает «дно» жизни, криминальную среду — хулиганов, наркоманов, убийц, воров и т.п. Повествование часто ведётся от лица главного героя, зачастую имеющего много общего с самим автором. Персонажи Амбьёрнсена «ущербны» не только в социальном, но и в психологическом отношении. Пристальный анализ различных форм отклонений в психике человека обусловил особый интерес к его героям. К числу таких людей принадлежит и герой его знаменитой тетралогии Эллинг.
Особое место в творчестве Амбьёрнсена занимает серия детективных молодёжных романов о Пелле и Проффене. Первый из них, «Борцы умирают» (Kjempene faller), вышел в 1987 году, а девятый, завершающий серию «Зов большого города» (Storbyens stemme), — в 1995. Эти произведения отличаются от большинства детективов в яркой обложке. Увлекательный сюжет Амбьёрнсен разворачивает на фоне широкого исследования актуальных проблем современного общества — таких, как проблема наркомании, расизма, сектантства.
Язык его произведений многие называют «радикальным букмолом», хотя он резко отличается от «классического» литературного языка. Во многих романах доминирует стиль, близкий к разговорному. Писатель смело вводит в оборот множество жаргонных, просторечных и бранных слов, что позволяет лучше охарактеризовать ту среду, в которой происходит действие.
Не удивительно, что большинство читателей Амбьёрнсена — молодёжь. К сожалению, в России Амбьёрнсен пока уступает пальму популярности другим современникам — прежде всего Николаю Фробениусу и Эрленду Лу. Будем надеяться, что русские читатели в ближайшее время продолжат знакомство с творчеством этого интереснейшего автора.